Статьи

Из истории кондитерской упаковки в России. XIX — начало XX в.

Как возникали традиции

История «промышленной» упаковки сладостей насчитывает уже более 200 лет. Упаковка всегда вносила свою лепту#nbsp;— не#nbsp;только в#nbsp;защиту продукта, но и превращала его в#nbsp;«драгоценность», в#nbsp;памятный подарок, выступала как активный инструмент маркетинга.

Первые кондитерские появились в#nbsp;Петербурге и#nbsp;Москве в#nbsp;XVIII в. А#nbsp;вот крупные фабричные производства возникают во#nbsp;второй половине XIX в. К#nbsp;1913#nbsp;г.#nbsp;в России были зарегистрированы 142 кондитерских предприятия. Наиболее известны фабрики «Эйнем» (ныне «Красный Октябрь») и#nbsp;«Сиу» (ныне «Большевик»), а#nbsp;также московская фабрика Абрикосова и#nbsp;фабрики Жоржа Бормана в#nbsp;Петербурге и#nbsp;Харькове. Ассортимент включал в#nbsp;себя практически все известные сегодня виды сластей: конфеты, печенье, пастилу, нугу, мармелад, пряники, мороженое, шоколад.

Поначалу даже на#nbsp;крупных предприятиях производство носило полукустарный характер, изделия завертывались вручную и#nbsp;упаковывались в#nbsp;простую бумагу, в#nbsp;шкатулочки, стеклянные, фарфоровые и#nbsp;прочие коробки без рекламных надписей и#nbsp;рисунков.

Бонбоньерка
Из#nbsp;французского языка пришло слово для#nbsp;обозначения коробки для#nbsp;различных сладостей и#nbsp;конфет#nbsp;— бонбоньерка (bonboniere, от#nbsp;bonbon#nbsp;— конфета). В#nbsp;России бонбоньерки появились в#nbsp;XIX в., их#nbsp;охотно дарили друг другу на#nbsp;каждое радостное или значимое событие. Бонбоньерки являлись и#nbsp;частью свадебных традиций: их#nbsp;дарили гостям во#nbsp;время бракосочетания. Изначально маленькие коробочки или баночки наполняли миндалем в#nbsp;сахарной глазури, а#nbsp;позже стали класть любые конфеты (от#nbsp;3 штук).
Говоря современным языком, с#nbsp;ростом конкуренции производители решали и#nbsp;задачи брендинга: придумывали названия сортам изделий, разрабатывали виды обертки и#nbsp;упаковки. Первая специализированная упаковка с#nbsp;рекламными надписями и#nbsp;указанием фирмы производителя продукции появляется в#nbsp;начале XIX в.

Жестяное издательство
В#nbsp;1880-х гг. был разработан способ нанесения изображения на#nbsp;жесть#nbsp;— быстро становится популярной жестяная упаковка. К#nbsp;концу XIX в. производство кондитерской упаковки приобрело промышленные масштабы. «Жестянки» более надежно защищали товар от#nbsp;сырости. Кроме того, разнообразие форм жестяных коробок, их#nbsp;красочность делали еще более притягательными кондитерские товары и#nbsp;давали возможность производителю выделить свой товар.

Упаковку для#nbsp;своей продукции кондитеры заказывали на#nbsp;специальных производствах. Коробки#nbsp;— жестяные и#nbsp;картонные на#nbsp;клею#nbsp;— бывали самых разнообразных форм и#nbsp;размеров: прямоугольные, круглые, фигурные, в#nbsp;виде корзинок, саквояжей, сундучков и#nbsp;т.#nbsp;п. Крышки могли быть откидные или съемные. Образцы тары рассылались по#nbsp;кондитерским фабрикам, а#nbsp;кондитер делал выбор и#nbsp;заказывал надпечатку собственного дизайна для#nbsp;своей марки и#nbsp;сорта конфет. При использовании одной и#nbsp;той#nbsp;же коробки для#nbsp;различных видов продукции дополнительно наклеивали бумажную ленту-бандероль с#nbsp;указанием содержимого.
Некоторые кондитерские фабрики имели собственные мастерские по#nbsp;производству упаковки.
Среди художников, работавших над эскизами к#nbsp;коробкам, были и#nbsp;известные живописцы. Так, Иван Билибин подготовил эскизы для#nbsp;серии упаковки в#nbsp;«русском стиле»: по#nbsp;его образцам изготовлялись коробки с#nbsp;готовым напечатанным рисунком, где было оставлено место для#nbsp;надпечатывания названия фабрики или сорта конфет.


Приемы маркетинга и#nbsp;PR — до их формального появления

Собственная ценность упаковки
По#nbsp;мнению Алексея Ивановича Абрикосова, продукция, конечно, должна быть вкусной, но#nbsp;ее#nbsp;еще нужно было различать и#nbsp;выделять среди других. Он#nbsp;привлек своего зятя, художника Федора Шемякина, и#nbsp;они разработали яркие и#nbsp;броские картинки на#nbsp;интересных упаковках.

Разнообразные по#nbsp;форме, с#nbsp;оригинальными рисунками, металлические, картонные, деревянные, обтянутые бархатом коробки, стеклянные банки, бумажные этикетки и#nbsp;обертки#nbsp;— потребитель зачастую хранил уже пустыми долгие годы. А#nbsp;сейчас это#nbsp;предметы коллекционирования.

Сегментирование аудитории
На#nbsp;фабрике «Эйнем» разрабатывали уникальные рецепты конфет и#nbsp;шоколада, вафель и#nbsp;печенья, мармелада и#nbsp;пряников для разных потребителей. Выпускали конфеты для#nbsp;дам, детей и#nbsp;даже специальный мужской шоколад: его этикетки украшали рисунки с#nbsp;сюжетами охоты.

Активное продвижение
Владелец фабрики «Эйнем» Гейтс много внимания уделял рекламе и#nbsp;продвижению товара. О#nbsp;его десертах писали в#nbsp;газетах, в#nbsp;журналах, на#nbsp;городских афишах. Фантики и#nbsp;коробки оформляли художники Михаил Врубель и#nbsp;Александр Бенуа. Композитор Карл Фельдман по#nbsp;заказу Эйнема написал несколько «сладких» мелодий: «Шоколадный вальс», «Танец какао», «Вальс-монпасье» и#nbsp;«Кекс-галоп». Покупателям предлагалось собрать определенное количество этикеток и#nbsp;получить приз#nbsp;— ноты произведений.

Особый повод
Кондитеры заказывали особую упаковку к#nbsp;знаменательным датам и#nbsp;для торжественных случаев: например, полковых или семейных праздников, завершения строительства корабля или представления фирмы на#nbsp;всемирных и#nbsp;всероссийских торгово-промышленных выставках, к#nbsp;трехсотлетию дома Романовых, к#nbsp;столетию войны 1812 года. Такая упаковка выпускалась небольшими партиями.
Серийность
Для#nbsp;привлечения покупателей кондитеры заказывали упаковку, которая составляла серии или наборы. Предполагалось, что сами коробки в#nbsp;дальнейшем могут использоваться в#nbsp;хозяйстве. Это побуждало хозяек приобретать новые коробки из#nbsp;«серии».

Вложения
Иногда в#nbsp;коробки вкладывали подарки и#nbsp;сюрпризы. Например, к#nbsp;юбилею А. С. Пушкина были изданы миниатюрные издания его поэм и#nbsp;сказок, которые вкладывали в#nbsp;коробки. В#nbsp;качестве вложений использовались также образцы для#nbsp;рукоделия или кулинарные рецепты. На#nbsp;этикетках «Бумажных поделок» фирмы Жоржа Бормана печатались схемы изготовления игрушек и#nbsp;поделок из#nbsp;бумаги.
В#nbsp;коробки вкладывали и#nbsp;рекламные открытки: при предъявлении всей серии открыток магазин или фирма вручали покупателю приз.
Одним из вариантов вложений были настольные мини-игры.
Признанное качество
На#nbsp;упаковке часто изображали награды, полученные за#nbsp;высокое качество продукции на#nbsp;торгово-промышленных выставках. Причем изображение награды могло быть помещено на#nbsp;упаковку любой кондитерской продукции этой фирмы. Высшим признанием качества было получение права помещения на#nbsp;продукции герба Российской империи и#nbsp;знака «Поставщик двора Его Императорского Величества».
Региональная экспансия
Кондитерское производство активно распространялось по стране. Крупные фабрики открывали свои оптовые и розничные филиалы. Например, Абрикосов имел оптовые и розничные точки в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе и на Нижегородской Ярмарке.
Но#nbsp;были и#nbsp;сильные региональные игроки. Например, в#nbsp;Перми :-)
Мастерская «Кама» была создана 1892 году, стала фабрикой в#nbsp;1902-м. А#nbsp;В#nbsp;1909 году Судоплатов уезжает на#nbsp;стажировку в#nbsp;Швейцарию, на#nbsp;местную кондитерскую фабрику, заключает договор на#nbsp;поставку необходимого оборудования. По#nbsp;возвращении в#nbsp;Пермь становится «исключительным представителем» фабрики «Швейцарiя» на#nbsp;Урале и#nbsp;в#nbsp;Сибири. Затем открывает собственное производство шоколадных конфет. Так, вслед за#nbsp;крупнейшими в#nbsp;России промышленниками-кондитерами братьями Абрикосовыми и#nbsp;Теодором Фердинандом фон Эйнемом Судоплатов становится третьим «шоколатье» в#nbsp;России.
Современные технологии
В названии фабрик часто фигурировало слово «паровая», это означало, что в производстве используются паровые машины. В начале ХХ века появились и электрические.
Защита авторских прав
Все надписи, сделанные на#nbsp;упаковке, должны были быть дозволены цензурой, о#nbsp;чем иногда сообщалось на#nbsp;коробке.
Кондитеры заботились о#nbsp;том, чтобы оградить себя от#nbsp;недобросовестных производителей, для#nbsp;этого на#nbsp;коробке помещалась фабричная марка, которую надо было зарегистрировать в#nbsp;Департаменте торговли и#nbsp;мануфактур, а#nbsp;позднее в#nbsp;Отделе промышленности Министерства финансов. Надписи, подтверждающие это, также появлялись на#nbsp;коробках.

Благотворительность
Например, Алексей Иванович Абрикосов кроме бизнеса занимался образованием и#nbsp;был меценатом. Он#nbsp;стал патриархом экономического образования в#nbsp;России, во#nbsp;время Крымской войны делал ежегодные 100-рублевые пожертвования госпиталям и#nbsp;ополчению. Позднее стал членом комитета по#nbsp;оказанию помощи семьям убитых и#nbsp;раненных в#nbsp;войне с#nbsp;Турцией, в#nbsp;1880 году вошёл в#nbsp;состав Совета Дома московского купеческого общества для#nbsp;бесплатных квартир. Служил старостой Успенского храма на#nbsp;Покровке. Его супруга (у#nbsp;них родилось 22 ребенка) тоже много помогала простым людям, особенно рожавшим женщинам. Выступила иницитором открытия нескольких лечебниц, открыла бесплатный родильный приют и#nbsp;женскую больницу с#nbsp;«постоянными кроватями А. А. Абрикосовой» (на#nbsp;пять коек), а#nbsp;потом завещала городу 100 000 рублей на#nbsp;устройство родильного приюта; здание по#nbsp;проекту И. А. Иванова-Шица на#nbsp;Миусской площади на#nbsp;51 койку до#nbsp;сих пор стоит и#nbsp;еще недавно функционировало.

Конец жестяной королевы и#nbsp;крах империи
В#nbsp;разоренной войнами и#nbsp;революциями стране было не#nbsp;до#nbsp;излишеств, но#nbsp;сладости люди не#nbsp;перестали покупать! Довольно быстро жестяную упаковку вытеснила более дешевая в#nbsp;производстве картонная. Жестяные коробки стали изготавливаться небольшими тиражами в#nbsp;основном для#nbsp;особых случаев или праздников, и#nbsp;лишь монпансье по-прежнему выпускалось в#nbsp;жестяных коробочках. После Октябрьской революции было налажено производство коробок прежнего дизайна, но#nbsp;с#nbsp;новой символикой и#nbsp;надписями, например: «Монпансье бывш. Ландрин».
А#nbsp;здание бывшей фабрики Абрикосова мы#nbsp;и#nbsp;сейчас можем увидеть на#nbsp;упаковке шоколада «Бабаевский».

Кондитерское производство, бурно развивавшееся в#nbsp;России до#nbsp;1913 года сформировало и#nbsp;особую культуру употребления сладостей и#nbsp;особые традиции российской кондитерской упаковки. Но#nbsp;об#nbsp;этом в#nbsp;следующих статьях.

В статье использованы материалы и изображения из открытых источников.

2023-07-21 14:15