Статьи

Экостиль в упаковке

Экологичность стала одним из главных трендов всей нашей жизни — в поведении, в отношениях, в потреблении. Растет популярность экопродуктов: в самых разных сегментах все чаще встречаются надписи «натуральный продукт», «без ГМО», «органик», «биопродукт» и соответствующие дизайн-решения.
В этой статье мы собрали некоторые популярные дизайнерские приемы, которые используются для создания экостиля в упаковке. В основном речь пойдет об «экологичности продуктов» во всем ее разнообразии (натуральность, полезность, безопасность для человека и среды и т. д.). Но так как экологичность самой упаковки — ее безвредность, возможность вторичной переработки — тоже может стать фактором при выборе товара, немного коснемся и этого аспекта.

Экологичный фон
Использование «экофона» — один из самых распространенных и простых приемов. И это не просто цвет, а имитация фактуры природных материалов. Крафтовая бумага — безусловный лидер среди экологичных фонов, но встречаются также рогожка, структура дерева, пробка.





Цветовая гамма
В дизайне упаковки в стиле эко преобладают цвета, которые создают ощущение натуральности, природности: мягкие, приглушенные, из природной палитры. Чаще всего можно встретить коричневый (ассоциация с деревом, землей), молочно-белый (чистота), зеленый (природа, растительность) и голубой (небо, вода).



Деревенская тематика: «как раньше»
В иллюстрацияхпоявляются рисунки с моментами жизни и ведения хозяйства в деревне: сельские пейзажи, уютные домики, домашняя утварь из природных материалов, фермеры в передниках, домашние животные. Бренды молочных продуктов используют этот прием чаще других, но и на стиральном порошке тоже можно найти деревеньку :)




Природная тематика в иллюстрациях
На упаковке размещаются изображения природных ландшафтов: гор, долин, лесов — или натуральных ингредиентов, используемых при производстве продукта: шишек для кедровых орехов, фруктов для сока, трав для чаев. Рисунки чаще всего акварельные или монохромные (выполненные карандашом, углем, тушью).


Рукописные шрифты
Для ощущения натуральности и шрифты тоже часто применяют «рукотворные», мягкие, округлые и «естественные»


Акцент на состав
Поскольку именно состав продукта является подтверждением его натуральности, некоторые производители стараются сделать его ключевым элементом упаковки. Список ингредиентов размещается на переднем плане так, чтобы зацепить взгляд покупателя. Часто это работает лучше любых рекламных слоганов и обещаний.




Рекламные тексты и инфографика
Прием заключается в размещении на упаковке фраз-утверждений: «Без консервантов», «Не содержит ГМО», «Без красителей», «Nature», «Экопродукт», «Здоровое питание», «Без холестерина». Их стараются эффектно оформить или сделать максимально похожими на знаки маркировки (см. ниже). Наиболее популярны такие формы, как круглая печать, листочек, галочка, звезда. Стоит отметить, что использование подобных фраз практически не регламентируется законами.




Маркировка специальными знаками
В последнее время возникают организации, проверяющие соответствие продукта и/или упаковки заявленным качествам. Так на упаковках появляется маркировка, обозначающая, что продукт прошел соответствующую сертификацию. В России к таким знакам относятся «Листок жизни», «Эко Тест Плюс» и «Знак соответствия», который выдает Система экологической сертификации (в виде буквы «Э»). В Европе приняты другие обозначения. Наличие маркировки нужно учитывать при работе над упаковкой: это может стать важным элементом дизайна.





Экологичность упаковки
В последнее время на упаковке стали появляться сообщения и знаки маркировки, говорящие об экологичности не продукта, а самой упаковки: об экологической безопасности в процессе ее производства, об отсутствии вреда для окружающей среды при утилизации и о возможностях ее вторичной переработки. Многие ответственные покупатели уже внимательно изучают подобную маркировку и делают осознанный выбор. Компания же через упаковку транслирует собственную экологическую ответственность, что благоприятно сказывается на имидже. Ниже представлены некоторые их таких знаков. Например, в упаковке сока Beckers Bester информация об «углеродном следе», представленная в пиктограмме «СО2 Neutral», объединившей и яблоко, и планету, стала значимым элементом дизайна.


Дизайн в экостиле может обратить внимание покупателя на важные для него аспекты: натуральность самого продукта, отсутствие в нем «опасных» веществ, а также пригодность упаковки к переработке после использования и минимизация ущерба для внешней среды.
При этом стоит помнить, что любая упаковка — это уникальный комплекс констант бренда и нескольких из описанных дизайн-приемов.
На этапе создания упаковки главное — определить ключевое сообщение, которое хочет донести бренд, а грамотные дизайнерские решения сделают его понятным для покупателя.